Химура Кеншин
Science: because you can't pray this shit into space (c) || Электронный кочевник || Игрок в киберсалочки || "Фермопилы под контролем" (с) 【Как совмещать пацифизм и кровожадность: моя автобиография (с)】


В самом центре Сеула, недалеко от улицы Чонно, в живописном парке стоит величественное здание, построенное в традиционном корейском стиле. Это королевский родовой храм Чонмё: место, где с конца XIV века хранятся поминальные дощечки корейских государей и их жён, правивших во времена государства Чосон (1392-1910). Тогда же в храме начали регулярно проводить церемонию поминовения королевских предков и жертвоприношения их духам. Церемония получила название Чонмё чере, и с самого своего появления считалась важнейшим государственным ритуалом эпохи Чосон. С тех пор прошло много лет, изменились и название государства, и форма правления, и сами корейцы, но церемония Чонмё чере существует до сих пор и по-прежнему не теряет своей культурной и исторической важности для Кореи.



Строительство храма Чонмё началось в 1394 году: сразу, как только было принято решение о переносе столицы нового государства из Кэсона в город Ханъян (так раньше назывался Сеул). По канонам градостроительства того времени, родовой храм должен был располагаться с левой стороны от главного королевского дворца. Поэтому Чонмё соорудили к востоку от дворца Кёнбоккун. После окончания строительства в храм сразу были доставлены поминальные дощечки четырёх поколений предков первого короля (вана) новой династии – Тхэчжо.

Комплекс храма состоит из нескольких зданий, главные из которых Чончжон и Ённёнчжон. Они были разрушены во время Имчжинской войны (1592-1598), но уже в 1608 году при ване Кванхэгуне полностью восстановлены. В дальнейшем в общий архитектурный облик храма было внесено ещё несколько незначительных дополнений, после чего он больше не менялся. Поэтому можно сказать, что современный вид храма Чонмё практически ничем не отличается от изначального. Сейчас в здании Чончжон находятся девятнадцать небольших залов, в которых размещены поминальные дощечки королей и королев государства Чосон, включая вана Тхэчжо. В здании Ённёнчжон же шестнадцать подобных залов, где хранятся поминальные дощечки четырёх поколений предков вана Тхэчжо, которым королевские титулы были присвоены посмертно.

Храм был не только хранилищем поминальных дощечек королей и их предков, но и местом, где проводился обряд Чонмё чере. Он считался самым важным из всех государственных ритуалов той эпохи. Ведь идея почитания предков была краеугольным камнем неоконфуцинства, служившего государственной идеологией во времена династии Ли. Ритуал был призван воспеть заслуги покойных предков, поблагодарить их за то, что они сделали для страны, и за то, что заботятся о ней и после своей смерти, а также попросить помощи и поддержки в будущем.

Во времена государства Чосон обряд Чонмё чере проводили несколько раз в год. Регулярные жертвоприношения преподносились духам предков в первых месяцах каждого времени года и на основные праздники, такие как чхусок, праздник урожая, и сольлаль, первый день нового года по лунному календарю. Кроме того, случались и нерегулярные обряды, когда к духам предков обращались за помощью в трудную для страны минуту. В период японского колониального правления традиция проводить Чонмё чере начала угасать, а в 1946 году была прервана. Но в 1969 году церемонию провели вновь, а с 1971 года ее регулярно проводят один раз в год в первое воскресенье мая. Сегодня это событие очень популярно как среди корейцев, так и среди гостей страны. Так, на церемонию, проводившуюся совсем недавно – 3 мая 2009 года – пришли посмотреть несколько тысяч человек.

Традиционно ритуал проводили ван, наследный принц и его братья, а также другие члены королевской семьи (но только мужчины). Им помогали и некоторые придворные, обладавшие высоким статусом. Сегодня ритуал проводится потомками королевского родового клана Ли из Чончжу.

Ритуал проходил в несколько этапов. За три дня до церемонии участники должны были полностью очистить тело и душу. Для этого им нужно было воздержаться не только от любых развлечений, но даже от служебных дел и участия в других государственных церемониях. В день проведения ритуала все его участники занимали положенные места, и распорядитель объявлял начало церемонии. Она состояла из нескольких частей. В первой, называемой Сингвалле, участники приветствовали духов. Для того, чтобы призвать духов из другого мира перед поминальной табличкой предка возжигались курения, и в специальное отверстие наливалось традиционное вино ульчханчжу, изготовленное из риса и шафрана.

После шёл ритуал жертвоприношения духам предков Чхончжоре. Зерно перемешивалось с маслом и кровью жертвенных животных (обычно коровы и свиньи) и поджигалось. Считалось, что именно таким способом духи могут почувствовать аромат жертвенной еды и принять её. С помощью такого ритуала духов просили о хорошем урожае на следующий год.

Следующий этап церемонии – Чхохолле – преподношение духам первой чаши вина. В это время начинают читаться особые молитвы и хвала покойным государям. После чтения все участники церемонии кланяются предкам, выказывая таким образом свою благодарность и почтение.

Далее духам королевских предков преподносились вторая и третья, последняя, чаши вина. В заключение все свитки с текстами молитв и славословий собирались и сжигались. Ритуал заканчивался тем, что все участники садились на возвышении у храма и совершали четыре глубоких поклона предкам и их духам.

Музыка, сопровождавшая ритуал Чонмё чере, называлась Чонмё череак. Это музыкальное произведение состояло из двух частей: потхэпхён и чондэоп. В первой части прославлялись гражданские заслуги и достижения покойных государей, а во второй – их военные подвиги. Каждая часть в свою очередь подразделялась на 11 отрывков.

Музыка Чонмё череак была создана великим ваном Сечжоном и позже доработана ваном Сечжо. С тех пор никаких изменений в композицию больше не вносилось, и эта музыка дошла до наших дней такой же, какой она была шесть веков назад.

Музыканты, исполняющие Чонмё череак, разделены на две группы. Первая – тынга – располагается на возвышении непосредственно перед святилищем. Вторая – хонга – занимает место у подножия храма. Хонга исполняет музыку во время обрядов приветствия духов предков, подношения им ритуальной пищи и прощания с духами. Музыка хонга всегда сопровождается пением. Тынга играет во время поклонов духам, обряда первого подношения вина, а также когда участники церемонии уносят ритуальные чаши. Тынга всегда исполняется без вокального сопровождения.

Чонмё череак исполняется на корейских традиционных музыкальных инструментах. Струнную группу составляет двухструнный смычковый инструмент хэгым и семиструнная цитра ачжэн. Духовые инструменты ансамбля включают большую поперечная флейта тэгым и свирель танпхири, а также кларнет тхэпхёнсо. Также в исполнении Чонмё череак участвуют ударные инструменты: бронзовые колокольчики пхёнчжон, пхёнгён и панхян, гонг чин, барабаны чинго и чанго. Также используется необычный музыкальный инструмент, называемый пак. С виду он напоминает веер и представляет собой деревянную трещотку. Звук пака обычно знаменует начало или окончание музыкального произведения.

Церемониальная музыка Чонмё череак обладает всеми чертами традиционной придворной корейской музыки. Она плавна и неспешна и отличается глубоким благородным звучанием. Это уникальный образец придворной церемониальной музыки Кореи. Именно поэтому 7 декабря 1964 года она была включена в список главного нематериального наследия Кореи под первым номером и с тех пор бережно охраняется государством, всесторонне изучается и передаётся новым поколениями.

Однако ритуал Чонмё чере сопровождала не только музыка. Одновременно исполнялись и два особых танца. Первый, называвшийся мунму, исполнялся под музыку потхэпхён. В ней, как уже говорилось выше, прославлялись гражданские заслуги покойных государей. В правой руке каждый танцор держал тонкую корейскую флейту с фазаньим пером. Второй танец, известный как муму, исполнялся под музыку чондэоп, воспевающую ратные подвиги королевских предков. Во время его танцоры были вооружены деревянными мечами, копьями и стрелами. Сами танцы представляли собой плавные покачивания из стороны в сторону и повороты участников. Танцоры обычно выстраивались в несколько рядов одинаковой длины, образуя собой, таким образом, форму квадрата. Сейчас в танце участвует 64 человека, по восемь в каждом ряду.

Как видите, ритуал Чонмё чере имеет глубокие традиции и большую историческую и художественную ценность. Каждый год в первое воскресенье мая любой желающий может прийти в храм Чонмё в Сеуле и своими глазами увидеть, как проводится уникальный ритуал Чонмё чере, а также послушать церемониальную музыку Чонмё череак. Красоту и историческое значение этого ритуала, а также самого королевского родового храма Чонмё признали не только в Корее, но и за рубежом. 18 мая 2001 года они были причислены к мировому наследию ЮНЕСКО, а в 2008 году включены в список важнейшего мирового нематериального наследия.

Мария Осетрова,
"Сеульский вестник".

@темы: Культура, Традиции