"Это секрет!"
Корейская народная живопись
Чой Сун Хва


Традиционная корейская живопись значительно отличается от западной. В её основе – неповторимые линии и цвета Востока. Творческий дух корейцев нашёл выражение в самобытной музыке, танцах, живописи, которые развивались на протяжении 5000-летней истории народа. Традиционные верования корейцев – шаманизм, буддизм, конфуцианство, даосизм – всегда играли заметную роль в социально-культурном развитии страны. В народной корейской живописи как бы сплавляются идеи этих религий. И несмотря на то, что в последнее время в Корее получила распространение западная культура, уникальное национальное искусство продолжает развиваться как в чистом виде, так и в различных гармоничных вариациях с современными жанрами. Предметом исследования этой статьи является «чистый» жанр корейской народной живописи.

Понятие «народная живопись»

В 1919 г. в японском городе Киото открылась выставка изделий народного прикладного искусства, где японский философ, искусствовед, специалист по народному прикладному искусству Янаги Мунэёси (1889 – 1961) впервые применил термин «минхва» (народная живопись) относительно картин стиля «оссуэ» (букв. «большое полотно» - один из видов японской фольклорной живописи. На тушь накладывается пудра из раковин. Картины продавались паломникам храмов в качестве сувениров. Жанр существовал с XVII в. вплоть до XIX в.). В 1937 г. он официально предложил называть «все картины, зародившиеся в среде народа, нарисованные самим народом и распространяемые в народе», «народной живописью» и дал соответствующее понятийное разъяснение (1). Это понятие первоначально применялось только в отношении картин, описывающих местные японские обычаи, нравы. Однако в 1959 г. Янаги Мунэёси в статье, опубликованной в корейском журнале «Литература и искусство», предложил применить этот термин относительно этнографических картин Кореи периода Чосон (период правления в Корее династии Ли с 1392 г. до аннексии страны Японией в 1910г. В этот период господствующей идеологией в стране становится конфуцианство, корейское искусство испытывает сильное влияние китайских культурных традиций). Он писал, что «корейские картины по всем параметрам (машинальная, не запланированная, предельно индивидуальная восприимчивость сверхчувственной красоты) соответствует всем требованиям этого жанра и непременно настанет день, когда они получат достойное признание» (2). Таким образом, мы как бы раскрыли ценность нашей фольклорной живописи благодаря иностранному специалисту. Однако, если ретроспективно смотреть на «корейские картины известных художников – выходцев из народа периода династии Чосон – с элементами народного предания, зародившиеся в среде народа и получившие распространение среди народа», то и к ним можно смело применить это новое понятие, предложенное Я. Мунэёси. Итак, жанр народной живописи можно охарактеризовать как древнюю фольклорную живопись, описывающую наглядно, зримо народные обычаи, нравы, эстетическое мироощущение нации (3).
Однако спор корейских специалистов относительно формулировки понятия «народная живопись» продолжался. В частности, Чо Чжаен включал в это понятие не только картины бродячих умельцев, но и придворных художников, а Ким Хоен – все национальные картины, где чётко выражено общее национальное эстетическое мироощущение. Ли Ухван причисляет к этому жанру картины, так или иначе затрагивающие привычную тематику простого люда. Ким Чорсун идёт дальше, относя все картины, выражающие искреннее и естественные порывы души, стремящейся праведной жизнью и верой изгонять злого духа и призывать счастье в дом, к продуктам традиционного общества (4). Кроме того, этот жанр можно рассматривать как один из видов декоративно-прикладного искусства по обустройству жизненного пространства по типу традиционного этнографического стиля. Начиная с позднего периода династии Чосон (XVIII – XX вв.), этот жанр народной живописи получает широкое распространение в быту простых горожан. Ещё философ XVIII в. Ли Гюген в своих «Энциклопедических комментариях по древним сокровищам Китая и Кореи» рассматривал этот тип творчества как «жанровую живопись», ориентированную на украшение домашнего быта простолюдинов (рисунки для ширмы, навесной свиток с картиной или подписью и т.п.).
В этом плане народная живопись воспринимается как массовая живопись, которая, выходя за рамки простого народного ремесла, как бы практически восполняла эстетический вакуум быта простых людей. Народная живопись не вписывается в полной мере и в традиционную национальную школу живописи, однако она исходит от традиционной национальной живописи, подражая ей, осваивает по-своему, духовно-практически, окружающий мир. Поскольку народная живопись предназначена для украшения повседневного быта и произведения народной живописи творятся и распространяются безымянными художниками, они предельно просты, свободны по стилю и форме выражения.
Если обобщить сказанное, то можно заключить что, во-первых, народная живопись конкретизирует самобытность жизненной философии и эстетической восприимчивости народа в форме изобразительного искусства. Во-вторых, народная живопись существует в традициях массовой культуры, но не ограничивает себя рамками быта простых людей, а, концентрируя в себе потенцию всего народа, высвечивает суть эстетического вкуса, свойственного корейцам. В-третьих, народная живопись обращает внимание не на частную жизнь, а на жизнь и мечту того или иного сообщества, что уже требует солидарного творчества, которое вносит разнообразие и обогащает саму жизнь. Народная живопись свободна от сентиментализма, она как средство украшения быта более практична (5).

Генезис и исторический фон

Трудно чётко определить, откуда ведёт своё начало народная живопись, но в поздний период династии Чосон она получила массовое распространение. Конечно, можно предположить, что корни народной живописи находятся ещё в доисторических рисунках, в пещерных изображениях каменного или бронзового века. Однако документальное свидетельство можно найти только в период Трёх государств (57 г. до н.э. – 668 г. н.э. – период правления трёх ранних корейских государств – Когурё, Пакче, Сила – всем Корейским полуостровом и значительной частью Маньчжурии). В исторических записях Трёх государств (Самгуксаги) есть упоминание о короле Чин Пхёнване (663 г.), совершавшем жертвоприношение с молебном о ниспослании дождя во время засухи при помощи картины с изображением дракона. Итак, использование народной живописи не ограничивалось рамками низших социальных слоёв, идеи национального сообщества и коллективного творчества масс формировали характерные её особенности.
Истоки народной живописи можно искать и находить и во фресках древних погребений времён Трёх государств. Рассмотрим фреску «Четыре духа». В восточной её части изображён дух «Голубой дракон», в южной – «Красный сокол», в западной – «Белый тигр», и в северной – «Чёрная черепаха» как символы стражи в лице четырёх животных (Символы нарисованы в натуральной форме в виде птицы, тигра, дракона, черепахи. «Красный сокол» идентичен исконно корейскому символу «феникса», здесь заимствован из китайского княжества Чжоу для поднятия коллективного духа народа).


Историк искусства Им Дубин считает, настенные фрески, отображающие вероисповедания корейского народа являются истоками корейской (Чосонской) народной живописи как отражение коллективного выражения чаяний народа. В древности эту потенциальную функцию искусства выполнял шаманизм. Вера в возможность изгнать злого духа и призывать желанные составляющие счастья каким-либо символом служила прообразом народной живописи.
Однако корни современной народной живописи находятся в изобразительном искусстве позднего периода династии Чосон. Сюжеты, использовавшиеся в народной живописи, были характерны для народного искусства всего региона Восточной Азии. Создаваемые китайскими народными мастерами в конце периода династии Мин (1368 – 1644) и начале периода династии Цинн (1644 – 1911) произведения с характерными узорами являлись примером интуитивного и наивного стиля живописи, часто использовалось и изображение лотоса. Методом деревянной гравюры они производились в массовых количествах и находили широкий спрос. Благодаря мелким торговцам, выходцам из района Хвичжу, они получили распространение по всему Китаю. Эти произведения отправляли на экспорт во Вьетнам, Бирму, Японию. Похоже, что они были завезены и в Корею, оказав большое влияние на народную живопись в поздний период династии Чосон (6).
В поздний период эпохи Чосон намечается бурный рост сельского хозяйства, промышленности и торговли на основе движения так называемой «идеи реальных наук». Расширился слой населения с материальным достатком, что привело к повышенному интересу к искусству, причём этот интерес поворачивается от строгой пейзажной живописи, свойственной господствующей идеологии конфуцианства, в сторону более доступной народной живописи, выражающей веру и чаяния простых корейцев. Сюжеты народной живописи очень разнообразны, по форме близки к образу жизни простых людей. Основная масса сюжетов, воспевающих счастье и долголетие в этом бренном мире, прямо или косвенно почерпнута из трёх религий – буддизма, конфуцианства и даосизма, проповедующих идеи счастья и радости, несущих миссию просвещения народа. Сам дух народной живописи кроется в буддизме, даосизме и конфуцианстве, однако со значительной долей шаманизма, этой исконно национальной формой вероисповедания народа.
Стало быть, народную живопись можно охарактеризовать как живопись, выражающую эстетическое мироощущение и чувствования того периода на основе элементов трёх религий, окрашенных шаманским идеалом бытия (изгнание злого духа) (7).

Социальный менталитет

Жизненный уклад

Народная живопись как форма выражения чаяний масс, как элемент повседневного быта может гордиться своим долголетием. Дошедшие до нас произведения народной живописи очень разнообразны – утончённые миниатюры и картинки, которыми под Новый Год украшали двери и окна богатых домов, картинки, которые прикрепляли к дверям домов, чтобы отгонять злых духов и несчастья, картины на больших и маленьких ширмах. Эти картины передавались из поколения в поколение. Сначала картинки, которые прикрепляли к дверям и окнам писали кистью. Но для удовлетворения быстро растущей потребности в них их стали производить также методом деревянной гравюры. До наших дней сохранилось крайне мало образцов подобной живописи того времени, поскольку такие картинки были фактически потребительским товаром, который каждый год приобретался заново (8).
Если пейзажная живопись ставила своей целью сентиментальное восприятие мира, то народная живопись непосредственно связана с проблемами повседневной (религиозно-обрядовой) жизни – такими как «спасение от злых чар», «призыв счастья в дом», «призыв совершать добрые дела», «предостережение от дурных дел» и т.д. (9).
В праздники и дни рождения корейцы дарили друг другу картинки с изображениями играющих мальчиков, цветов пиона, птиц и т.д. с пожеланиями долгих лет жизни и счастья, богатства, множества детей и т.п. Во время жертвоприношения с молебном о ниспослании дождя чаще всего использовали картины с изображением дракона. Картины, предназначенные для повседневного быта, должны находиться только в отведённом для них месте. Например, изображение тигра, отгоняющее злой дух, вешается на парадную дверь, а картина с собакой – на дверь кладовки. В спальне обычно стоят ширмы с изображениями цветов, птиц или малышей. В народной живописи периода династии Чосон проявляется богатый чувственный мир повседневной жизни.

Юмор и сатира

Культура формируется в соответствии со спецификой того или иного региона и менталитетом населяющих его людей. Следовательно, и юмор, и сатира как составляющие культуры имеют различия по регионам и национальностям. Восточный юмор носит мягкий характер и помогает преодолевать трудности. В этом ценность и прелесть корейского юмора, который имеет свою специфику. Жизненный уклад и дух корейского народа во многом определяются шаманизмом. Однако принятие буддизма, затем конфуцианства и даосизма вносит определённую «комбинированную» бесстрастность в повседневную жизнь. Зачастую религиозные мотивы предстают в таком переплетении, что определить, к какому направлению они принадлежат, абсолютно невозможно. Всё это сказалось и на юморе и сатире корейцев и определило своеобразие юмористического отношения народа к самому себе.
В ранний период династии Чосон конфуцианство становится государственной идеологией, что приводит к чрезмерной формализации жизни и стандартизации общественного строя. Кроме того, фракционная борьба между различными властными структурами и участившиеся вторжения иностранных государств порождают народной недовольство и противоречия между различными слоями населения. Одним из важнейших средств выхода из этой ситуации становится народная живопись со свойственным ей юмором и сатирой, разоблачающей пороки общества и отдельных персонажей той поры. Героями сатирических сюжетов выступают животные – ворона, тигр, курица и т.д. – символы определённого порока человека или общества в целом. Такая живопись давала отдушину недовольству народных масс.

Особенности народной живописи

Только в конце 1960-х – 1970-е гг. народная живопись удостоилась должного внимания специалистов. Это не значит, что её совсем не замечали ранее. Художники-ремесленники по заказу рисовали картины в традиционном стиле, причём сюжеты воспроизводились те же, что и тысячи лет назад, начиная с бронзового века – картины с изображениями птиц и цветов, пейзажа, персонажей из корейской мифологии и т.п. В основном нам известны картины периода династии Чосон. Отметим некоторые отличительные особенности народной живописи.
1. Народная живопись на придерживается правил строгой пространственной структуры, нет чёткого разделения пространственного расположения объекта на полотне.
2. Повторяемость и комбинированный характер сюжета. Повторяемость (в контексте заклинаний) даёт своего рода психологический эффект.
3. Цветовые контрасты. В народной живописи почти нет тёмных, густых красок, всё даётся в светлых тонах.
4. Одновременная подача прошлого, настоящего и будущего. Полотна народной живописи не сковываются временными рамками. Жизнеописание развёртывается одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому в одном полотне могут одновременно появляться и солнце, и луна, или человек в облике мальчика, юноши, старика (10).

Особенности содержания

1. Декоративность. Большая часть произведений народной живописи хранится в доме в виде картин на ширмах, причём содержание каждой картины должно соответствовать пространственному расположению ширмы. Картины, посылавшиеся в качестве подарка к Новому году, или картины, предназначенные для украшения стен дома, имели также большей частью стиль народной живописи.
2. Отражение этнического вероисповедания и мировоззрения. Картины народной живописи имеют общую символичность той или иной эпохи. Это помогает постижению особенностей культуры того или иного периода истории. Символичность народной живописи не только способствует взаимопониманию между людьми, но и формирует общее мировоззрение народа.
3. Отражение народной веры в силу заклинания (заговора). Народная живопись отличается от современной живописи мистическим характером, народная картина несла в себе элементы заклинания против бедствий, несчастий. Люди верили, что при помощи картин смогут защитить себя от напасти и достигнуть желаемого. В картинах переплетались элементы туземной (первобытной) религии и народных обычаев, что усиливало заклинание.
4. Отражение коллективного мировоззрения (чувственное выражение сверхчувственного). Если в ортодоксальной живописи художник выражает свою индивидуальность, своё видение мира, то в народной живописи проявляется коллективный эстетический вкус или коллективное сознание народа в очень непосредственном, первозданном виде. В этом плане можно утверждать, что народная живопись является средством совладения общим мировосприятием.
5. Элементы подражания. Народная живопись по сюжету и по форме подражает стилю картин, нарисованных профессиональными придворными художниками, однако по содержанию и по техническим приёмам значительно отличается от них.

В этом плане можно говорить, что народная живопись развивалась в бесконечных повторах, в бесконечных подражаниях, в конечном счёте, приобретая свою специфику. Такое своеобразие помогает отличить народную живопись от ортодоксальной, основанной на стандартизированном приёме рисования. Народная живопись, предназначенная для украшения быта, создаётся в соответствии с нравами, обычаями народа, и поэтому она в самой непосредственной, правдивой форме выражает общее для всего народа эстетическое мировоззрение, чувствование.

1 Ким Ёнхак. «Народная картина»/ Де Вон СА. Сеул, 1993 с.40
2 Ан Хичжун. «Понимание корейских картин»/Си кон СА. Сеул, 1988. с.346
3 Ким Хоен «Живопись народных преданий Кореи». Сеул, 1982. с. 7
4 Юн Суёль. «Korean Art Book – народные картины»/Э Кён. Сеул, 2000 с.8
5 Хон Сучжон «Особенность пластической структуры жанра народного творчества и пути освоения». Кандидатская диссертация – Университет Тангук, 2000 с.6
6 Хон Сон Пхё «Живопись декоративная и картины-талисманы (ограждающие от несчастий). Новое понимание корейской народной живописи»// Вольган мисуль, 2006 №10 с. 107 - 108
7 Ли Енсу «Народная живопись 1»/ Э вон, Сеул, 1998. с.7
8Хон Сон Пхё «Живопись декоративная и картины-талисманы (ограждающие от несчастий)»…
9 Ан Хвисон «Думы о народной живописи (после посещения выставки)»/Samsung. Фонд культуры и искусства. Сеул, 1983. с. 104
10 Ли Михва «Народная живопись периода династии Чосон». Кандидатская диссертация. Университет Ханам, 2004. с 32

@темы: Культура