Science: because you can't pray this shit into space (c) || Электронный кочевник || Игрок в киберсалочки || "Фермопилы под контролем" (с) 【Как совмещать пацифизм и кровожадность: моя автобиография (с)】
История Тонхак


Статья рассказывает об истории корейской религии Тонхак ("Восточное учение"), которое относится к числу так называемых "новых религий". Возникшее в середине XIX в., оно прекратило свое существование уже к концу столетия, однако положило начало ряду других религиозных течений, наиболее крупным из которых является Чхондогё ("Учение Небесного Пути").


1. Религиозная ситуация в Корее к моменту возникновения Тонхак.


В Корее, находившейся в ареале культурного и политического влияния Китая, традиционно сосуществовали три учения: конфуцианство (югё), буддизм (пульгё) и в меньшей степени даосизм (тогё). Кроме этого среди корейцев были распространены традиционные верования, связанные с шаманизмом (мугё, сямангё). К концу XIX века явно обозначился общий кризис традиционной корейской культуры, в том числе и в сфере идеологии.
Буддизм, распространившийся на Корейском полуострове в IV – VI вв., являлся составной частью государственной идеологии начиная с эпохи Трех государств (Самгук сидэ) и Объединённого Силла (Тхонъиль Силла) вплоть до конца правления династии Корё (918 – 1392 гг.). После прихода к власти новой династии Чосон начинается постепенная маргинализация буддизма. Проникшее в начале XIV в. в Корею неоконфуцианство (прежде всего учение Чжу Си) начинает претендовать на исключительную гегемонию в духовной жизни страны. Постепенно буддизм лишается поддержки государства. Однако надо отметить, что при первых правителях династии Чосон преследование буддизма не было последовательным. Так, еще в правление государя Седжона (1418 – 1450 гг.) буддизм имел значительное число последователей не только среди простонародья, но и при дворе, в том числе и среди королевской семьи , позднее король Седжо (1455 – 1468 гг.) оказывал покровительство буддизму и даже построил в столице новый буддийский храм Вонгакса (1465 г.) . Окончательный упадок буддизма (а также даосизма) относится к XVI в. Именно в этот период жил и творил Хюджон (1520 – 1604 гг.), последний крупный мыслитель средневекового корейского буддизма . Однако уже в XV веке буддийские монахи были отнесены к низшей категории населения (чхонмин) наряду с рабами, актерами, кисэн, мясниками и т. д. К середине XVI в. были закрыты все столичные храмы (как буддийские, так и даосские), буддийским священнослужителям был запрещен вход в столицу, на монастыри был возложен ряд повинностей, в частности, они должны были поставлять бумагу, масло, каштановое дерево и соломенную обувь. При короле Чунджоне (1506 – 1544 гг.) была отменена система экзаменов для монахов . В то же время были выработаны философские доводы против буддизма, что способствовало упадку его популярности в среде образованных людей . В "Описании Кореи" (1900 г.) приводится удручающая картина упадка буддийского монашества к концу XIX в. "В большинстве случаев в буддийские монахи поступают лица, находящиеся под гнетом общественного презрения, как родившиеся во время трехгодичного траура; дети казненных рабынь; люди, которым не удалось вступить в брак; вдовцы, не имеющие детей, и, наконец, немалое число подозрительных лиц, нередко ищущих в монастырях убежища и защиты от правосудия. Бывают, конечно, случаи, когда в монастырь уходят люди и по призванию, желая всецело посвятить себя изучению буддизма и подвижнической жизни, но это наблюдается ныне сравнительно очень редко" .
Таким образом, к концу правления династии Чосон политическая и культурная элита страны практически целиком состояла из последователей неоконфуцианства. Однако уже в конце XVIII в. начинается проникновение в Корею из Китая принципиально нового учения, а именно христианства (католицизма). Если среди последователей философского течения сирхак существовал интерес прежде всего к достижениям европейской науки, то уже в 1770-е годы молодые ученые Квон Чхольсин, Чон Якчон и Ли Бёк создали Общество по изучению Западного учения (сохак), под которым понимался исключительно католицизм . В 1783 г. Ли Сынхун, сын секретаря корейского посольства в Китае крестился в Пекине под именем Петра. После его возвращения на родину, Общество по изучению Западного учения превратилось в первую христианскую общину в Корее. Уже с 1785 г. христианство в Корее начинает подвергаться преследованиям, что, однако, не привело к его уничтожению. Напротив, число христиан постоянно росло, причем прежде всего в среде интеллектуалов . Эндрю Ким пишет о том, что число крещеных корейцев к 1801 г. составило 10 000 человек . В течение последующего столетия количество христиан неуклонно росло, несмотря на многочисленные преследования.
К этому периоду корейской истории относится возникновение так называемых "новых религий", первым из которых стало учение Тонхак.

2. Возникновение Тонхак. Проповедь Чхве Джеу.


Будущий основатель религии Тонхак Чхве Джеу (псевдоним Суун) родился в провинции Кёнсандо 28 октября 1824 г. Его отцом был Чхве Ок, принадлежавший к янбанскому роду (в числе его предков значился великий поэт Чхве Чхивон) , матерью – наложница Чхве Ока . Таким образом, Чхве Джеу изначально не принадлежал к янбанам, а к сословию "средних людей" (кор. чунъин) и не имел права принимать участие в экзаменах на чин, хотя и получил конфуцианское образование.
Чхве Джеу женился в возрасте 12 лет, а уже через три года умер Чхве Ок, после которого юноше досталось все имущество отца, в том числе и земля. Так как дверь, открывающая перспективы карьеры чиновника была перед ним изначально закрыта, Чхве Джеу оставалось только заниматься сельским хозяйством. Однако сразу же после смерти отца он бросил семью и дом и отправился в странствия.
В этот период жизни будущий основатель Тонхак знакомится как с традиционными для Кореи религиями, то есть конфуцианством, буддизмом и даосизмом , так и с католицизмом. Изучив конфуцианские и буддийские сочинения, Чхве Джеу заявил, что "Пути Конфуция и Будды устарели", а чтение Библии привело его к выводу о противоречивости христианского учения .
Неудовлетворенность существующими религиями привела Чхве Джеу к мысли о создании нового учения. Вернувшись на родину, он строит дом в горах Кумисан, который получил название Ёндам. Здесь он поселился в 1859 г. со своей семьей и дал обет никогда не покидать горы.
5 апреля 1860 г. Чхве Джеу неожиданно почувствовал себя больным и впал в состояние, сходное с трансом. Согласно последующим сочинениям самого Чхве Джеу, во время болезни к нему явился Бог, который сказал, что Чхве Джеу должен нести людям новое, истинное, учение, причем подчеркнул, что он не должен проповедовать "Западный путь" (то есть католицизм).
Приступы болезни продолжались с Чхве Джеу в течение пяти месяцев, после чего он принялся за разработку своего учения, а в 1861 г. впервые выступил с открытой проповедью. Названием новой религии стал Тонхак, то есть "Восточное учение", также употребялся термин "Небесный Путь" (кор. Чхондо).
Проповедь Чхве Джеу достаточно быстро получила определенное распространение. Одним из его первых последователей стал его родственник Чхве Сихён, в будущем – второй патриарх Тонхак. Через некоторое время Чхве Джеу покидает Ёндам и отправляется в новое странствие. Он направился в провинцию Чолладо, где останавливался в частных домах, причем следует отметить, что в его деятельность входила не только проповедь, но и исцеления больных посредством "лекарства бессмертия" (соняк), данного ему Богом.
В конце 1861 г. Чхве Джеу поселился в одном из буддийских монастырей, где написал свой основной труд, получивший название "Пходок мун" ("О распространении учения"). В марте 1863 г. он вернулся в Ёндам, где завершил работу над сводом сочинений на ханмуне "Тонгён тэджон" и сборником религиозных песен на корейском языке "Ёндам юса".
В декабре 1863 г. Чхве Джеу был арестован по обвинению в антиконфуцианской ереси. Основное обвинение заключалось в том, что он проповедует католицизм, официально запрещенный к распространению в Корее. С ним были арестованы еще десять основных лидеров Тонхак.
10 апреля 1864 г. Чхве Джеу был казнен, а его соратники были отправлены в ссылку. Так завершился первый этап истории Тонхак.

3. Деятельность Чхве Сихёна.


Возрождение религии Тонхак связано с именем второго патриарха Чхве Сихёна (пседоним Хэволь), который, как мы уже писали выше, был одним из первых последователей Чхве Джеу. Он родился 16 апреля 1827 г. в городе Кёнджу. Рано потеряв родителей, будущий патриарх Тонхак много скитался по стране в поисках заработка. В возрасте 35 лет, то есть в 1862 г., он примкнул к движению Тонхак. В том же году он также получил откровение от Бога, после чего стал активным проповедником и организатором.
В 1864 г., после ареста и казни Чхве Джеу, Чхве Сихён бежал в горы Тхэбэксан, где скрывался от преследования властей. Эта местность, находившаяся на границе провинций Кёнсандо, Канвондо и Чхунчхондо, стала базой для возрождения движения Тонхак. Помимо тайной проповеди, Чхве Сихён в этот период занимается составлением разрозненных трудов Чхве Джеу, редактируя их и составляя канон Тонхак. К числу сторонников новой религии примыкают не только крестьяне, но и некоторые представители сословия янбанов.
Помимо проповеди и редактирования канона Тонхак, Чхве Сихён также упорядочил ритуалы. В их число входили совместные молитвы членов общины, ряд санитарных ограничений (например, кипячение пищи перед ее повторным употреблением, запрет использования грязной воды, обязательная уборка в доме два раза в день и т. д.). В 1875 г. Хэволь отказался от использования в религиозном ритуале возложения на алтарь пищи, оставив только чистую воду, которая в его учении символизировала источник всех вещей .
Начиная с 1880 г. Чхве Сихён организовывает издание книг Тонхак. Помимо издания книг Чхве Джеу, Хэволь создает собственную часть канона, получившую название "Слова Закона божественного учителя Хэволя" ("Хэволь синса попсоль").
В 1894 г. начинается восстание Тонхак. Его разгром был, фактически, концом религии Тонхак. На его месте возникает учение Чхондогё (Учение Небесного Пути), созданное одним из учеников Чхве Сихёна, Сон Бёнхи. Сам Чхве Сихён был казнен в 1898 г.

Материалы с сайта www.eastmania.ru

@темы: Общие сведения, Корея